• (044) 223 63 34
  • (044) 223 63 46
  • (050) 355 46 08
  • (067) 437 84 11
info@ukrstail.ua
О диване
К середине пышного XVII века, когда суровое средневековье осталось далеко позади, так или иначе появились первые настоящие мягкие кресла и диваны, набитые шерстью. Один из самых старых типов дивана – это кушетка, длинное, обитое тканью или кожей сиденье с регулируемым наклоном изголовья. При взгляде на кушетку сразу видно, что она произошла от стула. Родство выдают тонкие изящные ножки.

К середине XVIII века кушетки были распространены и в Европе, и в европейских колониях. А вот классическое французское канапе совершенно не похоже на кушетку, хотя тоже родственно стулу. На изящных, обычно резных ножках, крепится такая же резная рама. У канапе длинная спинка — во всю длину сиденья. Ее форма наводит на мысль о том, что несколько спинок стульев соединили вместе. Кстати, предшественниками канапе были диваны, у которых спинки стульев совершенно явно существуют по отдельности. На канапе принято было исключительно сидеть, в то время как на кушетке обычно непринужденно полулежали светские красавицы.

Софа – это низкий диван, созданный по мотивам рассказов о неге мусульманского Востока. Она покрыта яркой обивочной тканью или кожей. На ней располагаются солидные мебельные подушки. Поначалу их набивали шерстью или конским волосом, но потом появились стальные пружины. И вот уже более полутора веков человечество благоденствует, опираясь преимущественно на них. Поначалу внешне сдержанный Запад предпочитал на софе сидеть, а не лежать. Поэтому наш глаз сейчас радуют разнообразные типы софы, оснащенные спинками как у кресел, сиденья, разделенные, своего рода, мягким столиком. Но постепенно идея лежания на диване победила.

С тех пор как европейцы стали лежать и даже спать на диванах, они (диваны) преобразились до неузнаваемости. Конечно, в гостиных сохранились классические салонные диваны. К ним даже добавились шикарные стилизации, подобные диванам в духе, скажем, «Людовика XVI», со всей блестящей парадной атрибутикой. Свою лепту внесли и приверженцы новых материалов, создавшие конструкции из хромированных трубок», цветных кожаных подушек, гнутой фанеры и даже надувных модулей. Салонный диван все также призван услаждать глаз и внушать уважение, впрочем, как и его офисный собрат, украшающий интерьеры помещений для переговоров и комнаты отдыха. Зато в огромном количестве размножились совершенно новые разновидности диванов, главная задача которых – обеспечить удобное спальное место, причем не только случайному гостю на одну ночь, но часто и хозяину дома на постоянной основе. Что делать, издержки урбанизации не позволяют многим разместить в своей квартире несколько спальных комнат, поэтому ночью гостиная превращается в спальню.


Между тем, совместить диван и кровать совсем не просто. Кровать имеет широкое ложе, на котором удобно лежать не только в одиночку, но и вдвоем. А дивану, чтобы на нем было удобно сидеть, опираясь на спинку, такая ширина не нужна. К тому же широкое ложе занимает достаточно много места. Поэтому уже в начале XX века появились раскладные диваны. Собственно их разновидности и определяют в большой степени лицо современного рынка. Лучшие диваны объединяет то, что матрас опирается на ортопедические латы, прочные и эластичные планки из бука. Это делает современный диван подобным высококлассной кровати. А далее вступает в действие загадочный механизм трансформации – сердце современного дивана. Он позволяет увеличить спальную площадь в два, а то и в три раза. Один из самых простых и надежных вариантов – это выкатной механизм. Из-под основного сиденья просто выкатывается модуль на колесиках. Он остается автономным, образуя второе ложе, которое иногда может подниматься, чтобы оказаться на одной высоте с основным. Однако эта конструкция не слишком удобна для тех, кто действительно хочет спать именно вдвоем. Самая популярная модель сейчас, как и много лет назад, – диван-книжка. Он имеет два положения: с поднятой спинкой и разложенный, когда спинка становится ложем. Более совершенный механизм трансформации типа «клик-кляк» позволяет фиксировать спинку еще и в третьем положении – полулежа. Под диваном «клик-кляк» довольно часто размещают ящик для спальных принадлежностей, что позволяет не заводить тумбу для белья.
Механизм трансформации «аккордеон» работает следующим образом: сиденье дивана вместе с передними ножками вытягивают вперед, а спинка тянется вслед за сиденьем и опускается на его место.
Диван «дельфин» устроен так, что при выкатывании его фронтальной части из под основного сиденья выплывает дополнительная плоскость. Она становится вровень с плоскостью сиденья, и вместе они образуют достаточно удобное ложе. Существует еще и «французская раскладушка» – металлическая сетка натягивается на несколько секций трубчатой рамы, соединенных шарнирами. В сложенном состоянии эти секции чрезвычайно плотно складываются, и диван занимает минимальное пространство.

Современные дизайнеры мебели, создавая форму дивана, избавились от необходимости зависеть от материала, из которого изготавливается его конструкция. Многочисленные искусственные материалы, имитирующие натуральные или, напротив – ни на что не похожие, дают возможность разгуляться фантазии. Многие модели диванов напоминают геометрический конструктор: четырехугольные сиденья, цилиндрические валики; треугольные подлокотники и так далее. Поклонники геометризма даже диваны с кожаными подушками создают в излюбленном ими стиле, да еще и подлокотники превращают в ступенчатые пирамидальные конструкции из тех же кожаных подушек. Некоторое время популярны кресла кубической формы и диваны, явно напоминающие параллелепипед, внешняя поверхность которых создана панелями из полированного дерева – обивка как бы прячется внутрь деревянного ограждения. К кушеткам, которые сейчас обычно имеют каркас из металлических трубок, достаточно часто крепят вращающийся столик, чтобы можно было положить на него книгу или еще какую-нибудь мелочь. Сами кушетки могут служить наглядным пособием по топологии. Часто плоскость сиденья делают волнообразной или переламывают несколько раз. Да! еще иногда и скручивают или срезают, что, по замыслу дизайнера, должно не только демонстрировать нестандартность его мышления, но без напряжения сохранять возлежащему контакт ног с полом.
Софа тоже может получить сиденье, изогнутое в нескольких плоскостях. Волнообразные прогибы чередуются с широкими плато, которые играют роль подлокотников или своеобразных столиков. Или же сиденье представляет собой череду полусферических лунок – индивидуальных сидений. Кроме того, сиденье может иметь форму полуовала или части прямоугольника, охватывающего журнальный столик.

Популярно и использование зрительных иллюзий. Например, расцветка обивки может состоять из секций разных цветов. Так что зрительно выделяется только часть спинки, и диван кажется меньшим, чем он есть на деле.

Популярна и пространственная маскировка. Например, основание дивана делают из тонких трубок, которые к тому же глубоко запрятаны под сиденье. Так что кажется, что диван парит над полом. Или же диван-трансформер типа «аккордеон» накрывают толстым покрывалом, которое совершенно скрывает истинную форму софы, придавая ей округлый вид и сглаживая все углы. А в разложенном состоянии эта деталь интерьера служит дополнением к основному матрасу. Дизайнерская фантазия создает все новые и новые формы. Диван, состоящий из маленьких сфер, каждая – с пружинкой внутри, скрепленные между собой по специальной технологии; диван, трансформируемый в двухуровневую кровать.